Международное сотрудничество
Заключенные и планируемые к заключению договора с иностранными/международными организациями по вопросам образования
Международная аккредитация образовательных программ
Наименование Программы |
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского» Курского района Курской области |
Тип программы |
Целевая |
Разработчики программы |
Администрация и педагогический колектив |
Исполнители программы |
Педагоги, учащиеся и родители |
Цель Программы |
Совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума |
Тема программы |
Создание единого общеобразовательного пространства как условие получения доступного и качественного образования |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы |
2022 – 2025 гг. |
Нормативно-правовые основания для разработки Программы развития |
|
Этапы реализации Программы |
Первый этап (2022 – 2023 учебный год) – аналитико-проектировочный:
Второй этап (2023 - 2024 учебные годы) – реализующий:
Третий этап (2024-2025) – аналитико-обобщающий:
|
Перечень направлений |
|
Перечень подпрограмм |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Исполнители |
Коллектив МБОУ, Педагогический совет школы, совет родителей (законных представителей), обучающиеся. |
Порядок управления реализацией Программы |
Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором. |
Источники финансирования |
Бюджетное финансирование, внебюджетные доходы. |
-
- ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Александра Невского» Курского района Курской области основана в 1986 году.
Учредитель: администрация Курского района Курской области.
Почтовый адрес: Российская Федерация, 305514, Курская область, Курский район, п. Искра д. 54.
Численность учащихся составляет 278 человек. В школе сформировано 15 классов-комплектов. Занятия проводятся в одну смену. Педагогический коллектив школы включает в себя 24 человека. Обучение в школе ведется в соответствии с разработанными и утвержденными рабочими программами. Успешная реализация этих программ обеспечивается наличием соответствующего методического сопровождения. Результаты обучения по итогам сдачи ЕГЭ и ОГЭ практически совпадают с результатами учебного года.
С 2011 года обучение на уровне начального общего образования ведется по федеральным государственным образовательным стандартам. С 2015 года началось поэтапное введение ФГОС основного общего образования. В 2020 школа начинает реализацию ФГОС СОО в штатном режиме.
В педагогической концепции школы, положенной в основу программы развития, определены стратегические направления развития начальной, основной и средней школы.
Стратегическим направлением развития начального уровня образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Моя школа». Основная задача начальной школы – создать условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учёба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной.
Стратегическим направлением развития основного уровня образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Школа успеха». Основная задача основной школы – создать такие условия, которые позволяют, сохранив общую эмоциональную положительную ориентацию на школу, помочь ученику освоить технологии успеха и достижений.
Стратегическим направлением развития среднего образования в школе является создание таких психолого-педагогических условий, при которых у каждого ученика формируется установка, выражаемая в словах: «Я хочу учиться дальше». Основная задача средней школы – создать такие условия, при которых будет реализована идея осознанного и компетентного выбора учеником предпрофильной подготовки и профильного обучения, что является чрезвычайно значимым для организаторов образовательного процесса в школе по следующим причинам:
- одним из важнейших результатов школьного образования должна стать готовность и возможность ученика (выпускника) к принятию ответственных жизненно важных решений;
- обеспечить успешность наших выпускников в жизни и профессии мы можем, научив их активному взаимодействию с другими людьми, толерантности, способности вести диалог;
- современная школа должна научить ученика объективно оценивать «себя в развивающемся мире» в сочетании с постоянным поиском возможностей самореализации».
В школе ведется работа по укреплению здоровья учащихся и пропаганде здорового образа жизни. Материально-техническая база школы включает в себя все необходимые учебные кабинеты, актовый зал, спортивный зал, спортивную площадку, библиотеку, столовую, 1 компьютерный класс, мастерскую.
Проектная наполняемость школы 150 ученических мест, наполняемость школы на момент разработки программы 278 человек: 15 классов. Кадровый состав в целом остается стабильным, достигшим достаточно высокого уровня профессионализма и ответственности за результаты своего труда.
В целях координации действий педагогического состава школы и планирования методической работы в школе действуют методические объединения; 100% педагогических работников прошли курсовую подготовку за последние три года.
На протяжении ряда лет коллектив школы показывает стабильные результаты учебной работы. Качество обученности в целом по школе составляет 50,5 %.
Экспериментальная и инновационная работа ОУ, реализация инновационных программ и технологий:
- участие в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда»; «Успех каждого ребенка», «Точка роста».
- коррекционная работа с детьми с особыми потребностями;
Учителями внедряются в практику работы эффективные педагогические технологии: модульное обучение, информационно-коммуникационные технологии, технологии, развивающие творческие способности детей, проектная и исследовательская деятельность; проводятся предметные недели, отчетные конференции, научно-практические конференции.
Ежегодно на базе школы работает детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Родничок».
Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием. В школе имеется 1 компьютерный класс, ожидается поставка мобильного компьютерного класса в рамках федерального проекта проекте «Цифровая образовательная среда». В учебном здании работает столовая, которая обеспечивает горячим питанием детей, рассчитанная на 60 мест. В школе имеются туалеты для мальчиков, девочек, работников школы. Есть оборудованная спортивная площадка, 1 спортивный зал.
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации о школе, информирование общественности, родителей не только через информационные стенды, но и через сайт школы.
-
- SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был проведен SWOT-анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны (внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние факторы).
Оценка внутреннего потенциала школы |
Оценка перспектив развития школы исходя из внешнего окружения |
|||
Сильная сторона |
Слабая сторона |
Благоприятные возможности |
Риски |
|
Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии» |
||||
- Все классы уровня начального общего образования обучаются по ФГОС НОО. - Созданы условия для реализации ФГОС НОО; - Обучающиеся 5 –9 классов обучаются по ФГОС ООО. - Обучающиеся 10 классов обучаются по ФГОС СОО (с 01.09.2020) |
- Насыщенность урочной и внеурочной деятельности, потенциально возможные перегрузки обучающихся, в сочетании с не сформированным здоровым отдыхом вне школы может вызывать усталость у некоторых учащихся; - При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС; - У педагогов проявляется привычка работать по известной модели подачи знаний, присутствует страх перед реализацией ФГОС ООО, СОО - Консервативный подход некоторых педагогов по отношению к изменению системы обучения может вызвать трудности при внедрении ФГОС СОО; - Риск увеличения объема работы, возлагающийся на членов администрации и педагогов. |
- Привлечение родителей к участию в общешкольных мероприятиях; - Все педагоги школы прошли КПК по ФГОС; - Внедрение инновационных технологий развивающего обучения; - Внедрение в систему воспитательной работы школы технологии социального проектирования. |
- Нет существенной профессиональной поддержки при освоении ФГОС со стороны внешних партнеров, вследствие чего возможны угрозы допустимых ошибок; |
|
Реализация направления «Повышение качества образования» |
||||
- В школе создана и реализуется система подготовки обучающихся к независимой оценке качества образования; - Создана система поощрения педагогов за качественную подготовку обучающихся к ГИА; - Готовность педагогов к изменениям; - Возможность самообразования и повышения квалификации в очной и заочной формах. |
- Не все педагоги школы готовы морально к изменению подходов к обучению - Нежелание некоторых педагогов изменять формы работы, подходы к обучающимся; - Нехватка опыта у молодых специалистов; |
- Все педагоги школы своевременно проходят КПК; - Внедрение инновационных технологий развивающего обучения. |
- Отсутствие должного контроля со стороны родителей значительного числа обучающихся; - низкий социальный уровень некоторых семей, низкий уровень образовательных потребностей. |
|
Реализация направления «Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся» |
||||
- наличие опытного и обученного кадрового потенциала; - заинтересованность педагогических работников и учащихся в патриотическом воспитании; - отражение гражданско-правового сознания в урочной и внеурочной деятельности (проведение различных экскурсий, посещение музея, изучение личностей героев, участников ВОВ области, района), деятельности ощественных организаций (волонтерские отряды, участие в РДШ и др.) |
- недостаточная материально-техническая оснащенность базы; - недостаточно высокий уровень патриотического сознания школьников в современное время; - отсутствие оборудованной полосы препятствий на территории школы |
-заинтересованность различных социальных институтов (военный комиссариат, МВД, местной власти) в патриотическом воспитании |
- риск потери кадров; - изменение концепций по патриотическому воспитанию. |
|
Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения» |
||||
- Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудование соответствуют СанПиНам; - Регулярный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся; Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой, стол свободного выбора блюд - Просветительская работа педагогов, классных руководителей, учителей физичекой культуры и ОБЖ на темы здоровьесбережения, - Спортивная работа (спортивные мероприятия, проведение Дней здоровья); - Организация медицинских осмотров учителей; - Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков, качественное методическое сопровождение. |
- Нет дополнительных помещений и ресурсов для организованных спортивных занятий (например, спортивный городок для занятий спортом на свежем воздухе, площадка по отработке ПДД); - Недостаточное финансирование организации физкультурно-спортивных занятий разных видов спортивной деятельности; |
- Привлечение социальных партнеров, спонсоров для организации учащимся полноценного физического спортивного развития (создание площадки для спортивных занятий на свежем воздухе) |
- Перегрузка учащихся урочной и внеурочной деятельностью; - Нездоровый и образ жизни ряда семей |
|
Реализация направления «Развитие информационной среды школы» |
||||
-Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым оборудованием; - Создана локальная сеть. - Создан сайт школы. - Школа включена в федеральный проект «Цифровая образовательная среда» |
- Нежелание ряда педагогов активно использовать ИКТ в своей деятельности; -В школе работает значительное число возрастных педагогов, испытывающих трудности в освоении ИКТ-технологий.
|
- Низкая скорость интернета. |
-Отсутствие штатных единиц для привлечения дополнительных специалистов ИКТ-профиля, -Недостаточность финансовых ресурсов для активного развития материально-технической базы. |
|
Реализация направления «Инклюзивное образование» |
||||
- Некоторые специалисты обучены по данному направлению. |
- Нехватка профессиональных знаний у педагогов; - Моральная неготовность ряда педагогов к принятию детей с ОВЗ. |
-Посещение курсов повышения квалификации по данному направлению; - Участие в вебинарах, семинарах по инклюзивному образованию. |
|
|
Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного управления» |
||||
- Наличие в школе профессиональной команды педагогов; - Педагоги активно пользуются предметными сайтами, Интернет-ресурсами для обогащения опыта, - Функционирование Совета школы, общешкольного совета родителей, органов ученического самоуправления |
- Редко обновляется коллектив молодыми специалистами; - Некоторые классные руководители не в полной мере используют ресурс родительской общественности при решении проблем организации образовательного процесса - Формализм в работе некоторых родительских комитетов |
-Перераспределение обязанностей членов коллектива; - Поиск новых идей и ресурсов; - Возможность дистанционного обучения (вебинаров) для обогащения опыта и обновления знаний; |
- Нежелание должным образом работать с классными коллективами приводит в ряде случаев к конфликтам во взаимоотношениях педагогов и ученического коллектива; - Сложности взаимодействия с внебюджетными организациями, коммерческими предприятиями для активации возможностей и поиска новых ресурсов |
|
Реализация подпрограммы «Одаренные дети» |
||||
- Систематизируется работа с одаренными талантливыми детьми; - Проводятся элективные курсы, индивидуальные консультации, олимпиады, конференции, участие в интеллектуальных играх, проектах; - Существует сопровождение и подготовка учащихся со стороны педагогов; - Улучшение результативности спортивной деятельности учащихся, в реализации проекта «Внедрение комплекса ГТО». |
- Сложности работы школы в две смены; - Дефицит временных ресурсов как у учителя, так и у ученика; - Выявлением и поддержанием талантливых детей занимаются не все педагоги, существуют учителя, не преследующие данной цели в процессе обучения. |
- Мониторинг «Одаренные дети» проводится регулярно через: изучение «Портфолио» учащихся, участия в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных проектах; - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; - Высокие достижения в спортивной, военно-спортивной деятельности учащихся, хорошая результативность в реализации проекта «Внедрение комплекса ГТО». |
- Дефицит временных ресурсов как у учителя, так и у ученика; |
|
Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы» |
||||
- Создана достаточная материально- техническая база для обеспечения достижения высокого качества образования. |
- Недостаточное финансирование для внедрения всех необходимых требований ФГОС ООО |
- Привлечение социальных партнеров к решению вопросов развития школы; - Финансовая поддержка школы за счет включения в различные адресные программы. |
- Недостаточное внебюджетное финансирование. |
|
SWOT-анализ позволяет выделить приоритетную стратегию развития образовательной системы школы до 2021 года – организованный переход, эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения на основе гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного процесса.
SWOT-анализ проводился в форме открытого индивидуального интервью с членами администрации школы, а также руководителями предметных МО.
Проведенный SWOT-анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные технологии управления и обучения.
-
- КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основная стратегическая цель Программы развития: совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические задачи:
- Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов образования для обеспечения высокого его качества, максимального удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи и общества. Обеспечение доступности и качества образования.
- Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в школе.
- Привлечение молодых специалистов.
- Совершенствование методов и технологий организации образовательного процесса для успешной социализации обучающихся, формирования различных компетенций.
- Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
- Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся.
- Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для инклюзивного образования и безбарьерной среды.
- Совершенствование работы системы психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса.
- Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном образовании; открытость образовательного пространства через участие общественности в управлении школой и развитие информационной среды школы.
- Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
- Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2025
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования;
3) в школе существует/действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации, адекватная потребностям времени;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;
6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;
7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;
8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;
9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;
10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2025
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;
3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;
5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10) сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2025 года
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
- прочные знания по основным школьным предметам обучения;
- способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
- владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
- готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
- вести здоровый образ жизни гражданин России может принести своей стране практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
8) уважительное относиться к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;
11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
МИССИЯ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая миссия школы состоит в создании образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов образовательного процесса в доступном качественном образовании, соответствующем современным требованиям и способствующем развитию потенциала субъектов образовательного процесса.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цели, задачи, идеи и принципы развития учреждения, а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса.
4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 1 сентября 2011 года образовательное учреждение осуществило переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
В каждой параллели классов начальной школы выделено до 10 часов в неделю на внеурочные занятия во второй или первой половине дня (в зависимости от смены обучения), во время которых реализуются дополнительные образовательные программы, программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия проводятся в форме кружков, экскурсий, секций, презентаций проектов, бесед.
С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования.
Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения квалификации по ФГОС.
Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи с введением ФГОС второго поколения, продолжается поэтапное внедрение стандартов второго поколения в школе.
Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Задачи:
- Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОО на освоение ФГОС общего образования второго поколения.
- Обеспечить единство и преемственность между уровнями общего образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях внедрения ФГОС.
- Обеспечить реализацию новых федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Приведение нормативной базы ОО в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО |
До августа 2022 г |
Директор ОУ |
2 |
Приведение основных общеобразовательных программы ОО в соответствие с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО |
До августа 2022 г |
Директор ОУ |
3 |
Изучение требований, нормативно-правовых документов по введению и реализации ФГОС НОО, ООО, СОО, ФГОС ОВЗ педагогами ОО |
Постоянно |
Зам. директора по УМР, УВР |
4 |
Организация и проведение независимого мониторинга результатов освоения ФГОС НОО, ООО, СОО (ВПР) |
По графику Минобр РФ |
Зам. директора по УВР |
5 |
Развитие внутренней системы оценки качества образования |
В течение 2022-23 учебного года |
Зам. директора по УМР, УВР |
6 |
Создание условий для повышения вариативности образовательных маршрутов и формирования ключевых компетентностей на основе внедрения новых принципов организации образовательного процесса |
К 2023 г |
Зам. директора по УВР |
7 |
Введение в педагогическую практику портфолио обучающихся 5-9 классов |
В течение 2022-2023 года |
Педагог-организатор |
8 |
Разработка и утверждение модели взаимодействия образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта, базовыми предприятиями и организациями в условиях введения ФГОС |
Начало 2022-2023 учебного года |
Зам. директора по ВР, Педагог-организатор |
9 |
Обеспечение ОУ УМК при введении ФГОС СОО согласно федеральному перечню |
Начало 2022-2023 учебного года |
Зам. директора по УМР, библиотекарь |
10 |
Разработка и реализация плана по информированию общественности о введении ФГОС СОО через средства массовой информации, сайт школы |
Начало 2022-2023 учебного года |
Директор, зам. директора по УВР |
11 |
Проведение экспертизы образовательных программ внеурочной деятельности |
Август 2022 г. далее ежегодно |
Зам. директора по УМР, ВР |
12 |
Реализация проектно-исследовательской деятельности обучающихся |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
13 |
Активизация деятельности по разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся |
В течение 2022-2023 г |
Зам. директора по УВР |
14 |
Обеспечение оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений материального и технического оборудования в соответствии с требованиями ФГОС |
Постоянно по мере финансирования |
Зам. директора по АХР |
15 |
Участие педагогов в работе проблемных семинаров по вопросам введения ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования на базе образовательных учреждений города |
Ежегодно |
Зам. директора по УМР |
16 |
Подготовка и проведение совещаний, педсоветов, семинаров, консультаций для учителей по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ, ФГОС СОО |
1-2 раза в год |
Директор, зам. директора по УМР |
17 |
Анализ внедрения ФГОС ООО и ФГОС СОО |
Конец 2025 г |
Администрация |
4.2. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности.
Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания
Задачи:
- Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования
- Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9, ЕГЭ-11
- Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся
- Разнообразить формы внеурочной деятельности
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Создание плана подготовки к ГИА |
Ежегодно сентябрь |
Зам директора по УВР |
2 |
Прохождение курсов повышения квалификации педагогами школы |
По отдельному графику |
Зам директора по УМР |
3 |
Мониторинг уровня подготовки выпускников 4х, 9х, 11х, классов на основе результатов итоговой аттестации |
Ежегодно Июнь-июль |
Зам директора по УВР |
4 |
Мониторинг качества обученности учащихся по результатам полугодовых и годовых контрольных работ |
Каждое полугодие |
Зам директора по УВР |
5 |
Мониторинг образовательных достижений учащихся 4-х классов начальной школы по ФГОС |
Ежегодно Апрель Май |
Зам директора по УВР |
6 |
Мониторинг выполнения учебных программ по предметам |
Ежегодно конец четверти, года |
Зам директора по УВР |
7 |
Проверка состояния преподавания предметов учебного плана. |
В течение года |
Зам директора по УВР |
8 |
Анализ результативности внеурочной деятельности |
Ежегодно конец четверти |
Зам. директора по УМР, ВР |
9 |
Мониторинг результативности учебного процесса по итогам четвертей (полугодий) и учебному году |
Ноябрь, январь, апрель, май, июнь |
Зам директора по УВР |
10 |
Мониторинг исследования адаптационного периода обучающихся 1-х и 5-х классов |
Сентябрь Октябрь |
Зам директора по УМР, УВР |
11 |
Обеспечение проведения независимой оценки качества образования |
По графику Министерства |
Зам директора по УВР |
-
- Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня, проведение митингов, тематических недель и Вахты памяти и другие мероприятия согласно Программе воспитательной работы школы.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы.
Задачи воспитания и социализации гражданско-патриотического направления |
Виды деятельности |
Формы занятий и мероприятия с обучающимися |
- сформировать знание о политическом устройстве РФ, символах и институтах РФ и Курского края; - познакомиться с героическими страницами истории России, Курского края; - познакомиться с историей и культурой, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России, Курского края, города; - сформировать представление о содержании и значении государственных праздников РФ; - познакомиться с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина; - принимать участие в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, встречах с ветеранами и военнослужащими; - принимать участие во встречах и беседах с выпускниками школы, знакомиться с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. |
Урочная |
|
Внеклассная |
|
|
Внеурочная |
|
|
Внешкольная |
|
По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.
Ценностные установки |
Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. |
1. Когнитивный компонент: - обучающиеся знают об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии г.Курска, Курской области, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - знают основные положения Конституции Российской Федерации, символов государства, Курского края, основные права и обязанности гражданина России, школьника; - знают национальных героев и важнейшие события истории России, Курской области, школы; - - знают государственные праздники, их историю и значение для общества; - знают о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 2. Компонент ценностного отношения: - у обучающихся сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению; - имеется понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; - сформировано уважительное отношение к органам охраны правопорядка; 3. Деятельностный компонент: - обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; - имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; - имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни. |
Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно:
- Аналитический этап (2022 -2023 гг.).
1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся;
2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их запросов;
3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по гражданско-правовому образованию и воспитанию.
- Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и образования в школе (2022-2024 гг.).
1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и воспитания в школе;
2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры учащихся;
- Рефлексивно-оценочный этап (2024 - 2025 гг).
1. Анализ итогов работы по данному направлению
2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в школе
3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности
-
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения
Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОО, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОО;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности;
- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
№ |
Мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные |
1 |
Проведение мониторинга состояния физического развития детей и влияние учебной нагрузки на их здоровье. |
2022-2023гг |
Зам. директора по ВР, |
2 |
Развитие системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья детей. |
2022-2023 гг |
классные руководители |
3 |
Осуществление индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся на уроках физкультуры. |
2022-2025 гг |
Учителя физической культуры |
4 |
Осуществление контроля выполнения санитарно-гигиенического режима школы. |
2022-2025 гг |
Директор школы |
5 |
Организация и проведение Дня Здоровья |
2022-2025 гг |
Зам. директора по ВР, педагог-организатор, учителя физической культуры |
6 |
Повышение квалификации педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий и формированию навыков здорового образа жизни |
2022-2025 гг |
Зам. директора по ВР, педагог-организатор |
7 |
Развитие системы информированности о спортивных достижениях школы: оформление стенда; создание компьютерного банка данных о спортивных достижениях школы |
2022-2025 гг |
Зам. директора по УВР |
8 |
Работа пед. коллектива по сохранению зрения у учащихся (замена освещения в кабинетах, проведение физ. минуток для глаз). |
2022-2025 гг |
Зам. директора по АХР, педагоги |
9 |
Работа по профилактике травматизма в школе (организация перемен, работа с родителями, организация дежурства учителей). |
2022-2025гг |
Администрация, классные руководители |
10 |
Организация полноценного питания в школьной столовой. |
2022-2025 гг |
Директор школы |
11 |
Участие во внедрении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» |
2022-2025 гг |
Учителя физической культуры |
В рамках ВШК проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
При оценке физического здоровья учащихся учитываются следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских осмотров, анкетирование, психологические тесты.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
-
- Развитие информационной среды школы
Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению. Активно используются информационно-коммуникационные технологии в обучении.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации.
2. Использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.
№ |
Мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
1 |
Разработка концепции информационного обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы |
Директор, зам. директора по ВР, УВР |
2022-2025 гг |
Концепция информационного обеспечения образовательного процесса |
2 |
Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы |
Зам. директора по ВР, УВР |
2022-2025 гг |
Владение ПК педагогами и учащимися в соответствии с ФГОС и современными требованиями законодательства и социума |
3 |
Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации |
Директор |
2022-2023 гг |
Организация и проведение КПК |
4 |
Ведение школьного делопроизводства в электронном виде |
Директор, зам. директора по УВР, ВР, отдел кадров |
2022-2025 гг |
Создание компьютерной базы |
5 |
Расширение возможностей школьного сайта для полного информирования населения о деятельности школы |
Директор, зам. директора по ВР, учитель информатики |
В течение года |
Расширение Информированности участников ОП с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование |
6 |
Ведение электронных журналов и дневников. |
Администрация, педагоги |
2022-2025г |
электронные журналы |
7 |
Обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов |
Директор, учителя информатики |
постоянно |
Программное обеспечение в соответствии с требованиями ФГОС и законодательства |
Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности.
-
- Инклюзивное образование в школе
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности.
- Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
- Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
- Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, социально-трудового направлений деятельности.
- Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме.
- Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
- Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
- Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
- Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
- Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования.
- Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
- Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:
- Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы)
- Результаты диагностики:
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
- личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).
- Востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов).
- Повышение рейтинга учреждения.
Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Обеспечение права граждан на выбор формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, через создание соответствующих условий (индивидуально в школе, в малой группе в школе, индивидуально на дому, комбинированно, дистанционное обучение, инклюзивные классы) |
2022-2025 гг |
Администрация |
2 |
Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для детей с ОВЗ |
2022-2025 гг , по мере необходимости |
Зам директора по УВР |
3 |
Адаптация инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования в условиях школы, обучающей детей с ОВЗ |
2022-2023 гг |
Зам директора по УВР |
4 |
Развитие системы дистанционного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов |
2022-2025 гг |
Директор |
5 |
Разработка, апробация и внедрение моделей оценки качества работы общеобразовательного учреждения по социализации личности |
2022-2024 гг |
Зам директора по УВР |
6 |
Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей с ослабленным здоровьем |
2022-2024 гг |
Зам директора по УВР |
7 |
Обеспечение закупки оборудования в целях оснащения релаксационных зон (сенсорной комнаты, комнаты психологической разгрузки) |
По мере финансирования |
Директор |
8 |
Создание условий для внедрения современных инновационных технологий физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья |
2022-2023 гг |
Администрация |
9 |
Обеспечение школьников с ОВЗ горячим питанием и проведение мониторинга организации школьного питания |
2022-2025 гг |
Директор |
Формами оценки эффективности может быть как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии
Критерии |
Показатели |
Индикаторы |
Реализация индивидуального подхода к детям |
Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики |
Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка |
Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого |
Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. |
Активное включение в образовательный процесс всех его участников |
Командные формы выработки и принятия организационных решений: междисциплинарные команды, собрания, командные тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей |
Функционирование в школе разнообразных командных форм работы |
Междисциплинарный подход |
Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП |
Наличие специалистов. Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций. |
Вариативность в организации процессов обучения и воспитания |
Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда |
Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ, методических, дидактических пособий, обеспечивающих образовательный процесс |
Партнерское взаимодействие с семьей |
Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам |
Наличие договора с родителями с приложением о конкретной программе действий. |
Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы |
Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей |
Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей. |
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.
-
- Развитие системы государственно-общественного управления
Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации реализует свою модель ГОУ.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области образования определен демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса.
Основные задачи:
- Разработка и реализация модели государственно-общественного управления в образовании.
- Повышение эффективности управления школой с разграничением полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа государственно-общественного управления.
- Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных услуг.
- Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в управлении образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является необходимым условием повышения доступности и качества образования.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Анализ нормативно-правовых актов школы по ГОУ, внесение необходимых изменений |
2022-2025 гг |
Директор |
2 |
Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах. Публикация ежегодного информационного доклада школы об итогах учебного года и его представление родителям учащихся. |
2022-2025 гг |
Администрация |
3 |
Совершенствование содержания сайта школы в сети Internet и поддержание его актуальности. |
2022-2025 гг |
Директор |
Критерии оценки работы школы по данному направлению:
- Система общественного наблюдения (контроля) за проведением процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
- Участие Совета школы в оценке качества образования.
- Функционирование системы государственно-общественного управления в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников школы;
- Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его утверждения, презентации и оценки.
Ожидаемые результаты:
- Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы;
- Включение в единое информационно-образовательное пространство всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся, родителей, общественности.
- Создание положительного имиджа школы среди общественности.
- Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные приоритеты в системе образования на период до 2025 года.
5. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности.
Виды рисков |
Пути минимизации рисков |
Нормативно-правовые риски |
|
- Неполнота отдельных нормативно— Правовых документов, предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. - Неоднозначность толкования отдельных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность и ответственность субъектов образовательного процесса школе в целом |
-Регулярный анализ нормативно-правовой документации на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам. - Систематическая работа руководства с педагогическим коллективом, родительской общественностью по разъяснению конкретных нормативно- правовых актов, регламентирующих деятельность в школе и содержание образовательного процесса в целом |
Финансово-экономические риски |
|
-Недостаточность бюджетного финансирования |
- Своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов. Участие в проектах - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний |
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) |
|
-Недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по внедрению инновационных образовательных технологий. - неготовность молодых специалистов работать в школе. - недостаточная инициатива участия в различных конкурсных мероприятиях |
- Систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой системы повышения квалификации. -Разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы. - Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью |
Ресурсно-технологические риски |
|
- Неполнота ресурсной базы для реализации направлений, подпрограмм и мероприятий Программы; |
- Систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы. - Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. |
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам.
4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям.
5. Не менее 35% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям.
6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ.
8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ.
9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую аттестацию.
10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью.
11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом.
12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе.
13. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность.
14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития).
15. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
7. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы.
3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы.
4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы.